"Беспокойство и неудовлетворённость – непременные условия дальнейшего прогресса"
Томас Эдисон
Инновационная деятельность в ДОУ
Цель инновационной деятельности: улучшение способности педагогической системы учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
Глоссарий
- Инновация (нововведение) – в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
- Новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)
- Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
- Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
- Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства.
- В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
- Процесс (продвижение) – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Десять заповедей инноваций
1.Сформулируй мечту | 6.Создавай синергию |
2.Вдохнови команду | 7.Создай процесс |
3.Фокусируйся на услуге | 8.Иди на риск |
4.Будь не таким, как все | 9.Будь лидером перемен |
5.Подвергай всё сомнению | 10.Будь предприимчив |
Критерии инновации
- Актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
- Новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);
- Образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);
- Общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
- Полезность (практическая значимость инновационных процессов);
- Реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).