Образование

"Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи. Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи"

Катран

МДОУ "Детский сад № 61" осуществляет образовательную деятельность для детей от 1,5 до 8 лет.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного воспитания.

  • Численность обучающихся в 2023-2024 учебном году – 174 человека от 1,5-7 лет.
  • Численность обучающихся являющихся иностранными гражданами – нет.
  • Заключённые договора с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки – нет.
  • Электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы – не осуществляется.
  • Численность обучающихся по договорам об образовании, заключённых при приёме на обучение за счёт средств физического и (или) юридического лица – нет.
Образование носит светский характер. 
Образовательная деятельность ведётся на государственном (русском) языке.
Форма обучения: очная

Внедрение ФОП ДО

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Педагогический коллектив МДОУ "Детский сад № 61"   на педагогическом совете  № 5 от 31.05.2023 г. ознакомился с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Дорожной картой ФОП ДО и необходимостью приведения в соответствие с ФОП ДО основной образовательной программы, рабочих программ не позднее  1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ) .

Для обеспечения методической поддержки педколлектива в детском саду создана рабочая группа по разработке Дорожной карты ФОП ДО, Программы развития. В связи с этим МДОУ "Детский сад № 61" с 01.09.2023 года переходит на непосредственное применение вышеуказанной Программы.

Нормативно-правовая база:

Методические материалы:

Материалы для ознакомления:

Нормативно-правовая база - локальный уровень:


Родителям о внедрении ФОП ДО:

            

 


Внедрение ФАОП ДО ОВЗ

Внедрение федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

В соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 октября 2012 г. № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.62 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022 утверждена новая федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

Программа содержит традиционные разделы. Содержание некоторых из них обновлено.
Разделы «Принципы формирования ФАОП», «Целевые ориентиры», «Описание образовательной деятельности…», «Программа коррекционной работы» и «Психолого-педагогические условия» представлены дифференцировано для каждой нозологической группы детей с ОВЗ, в т. ч. для детей с ТМНР.
Появилось два новых раздела «Федеральная рабочая программа воспитания» и «Федеральный календарный план воспитательной работы»

ФГОС ДО и ФАОП ДО являются основой для самостоятельной разработки образовательных программ дошкольных образовательных организаций (ДОО), обязательная часть которых должна соответствовать  60% от общего объема программы, а 40% — это часть формируемая участниками образовательных отношений.

ФАОП ДО содержит целевой, содержательный и организационный разделы, учебно-методическую документацию, в состав которой входят: рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок для дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты. Дошкольным образовательным организациям  предоставлено право  выбора способов реализации образовательной деятельности.

Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений.

Согласно ФАОП ДО, реализация образовательной программы ДО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно- хозяйственными работниками образовательной организации, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими вспомогательные функции. ДОО самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию методического и психологического сопровождения педагогов. Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий. Педагоги ДОО имеют право на получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года за счет средств ДОО и/или учредителя.

      


Реализуемые программы

 
 
Срок реализации: 5 лет 
Количество обучающихся: 174 человека
 

 
 
Парциальные программы и технологии, используемые в работе с детьми
 
  • - «Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3- 7 лет: парциальная программа/О. Б. Соковиков, Л. А. Новикова, Т. В. Левченко.-М.: ООО «Изд-во «Варсон»,2022 г.
  • - «В мире музыкальной драматургии: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста/Т. Ф. Коренева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019 г.
  • - «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру)/И. А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
  • - «Умные пальчики: конструирование в детском саду»/И. А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2018 г.
  • - «С чистым сердцем». Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет/ Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019 г.
  • - «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа/Л. Л. Тимофеева. – СПБ.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2019 г.
  • - «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Парциальная образовательная программа дошкольного образования/Т. В. Волосивец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Вектор, 2018 г.
  • - «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/Т. В. Волосивец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2019 г.
  • - «Игралочка». Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников/Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. «Бином. Лаборатория знаний», 2019 г.
  • - «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Парциальная программа. Изд. 2-е/Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2020 г.
  • - «От звука к букве». Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте/Е. В. Колесникова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.
  • - В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» 3-7 лет — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022 г.
  • - «Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, – М.: Просвещение, 1991 г.
  • - «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, – М., Изд-во ДРОФА, 2009 г.
  • - «Современная система коррекционной работы для детей с ОНР» Нищева Н.В., – М., Детство-ПРЕСС, 2021 г.
 

Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) города (области).
Обязательно:
Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми.
 
 

Образование в группах комбинированной направленности

 ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) посещать комбинированные группы ДОУ.

Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста создаются в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой учреждения.

Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности, педагогами ДОУ разработана адаптированная образовательная программа (АОП). Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана  на основе ФОП ДО и АОП ДО конкретно для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи. 

Основными задачами организации деятельности групп комбинированной направленности являются:

  • создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ;
  • реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
  • осуществление ранней,  полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ  в среду нормально развивающихся сверстников путем создания  условий  для  разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • проведение психопрофилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе и детей  с ОВЗ;
  • включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных   представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;         
  • проведение  коррекционно-педагогической, медико-психологической  и  социальной работы с детьми с ОВЗ; – обучение  родителей  (законных  представителей)  педагогическим технологиям  сотрудничества  со своим ребенком,  приемам и методам его воспитания и обучения,  оказание им психологической поддержки.

    В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:

  • своевременным обследованием детей;
  • рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;
  • планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
  • оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и    наглядными пособиями;
  • совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами.
  • Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.

    Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:

  • мониторинг индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка с ОВЗ для составления индивидуально-ориентированного плана и адаптированной образовательной программы;
  • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей комбинированной группы;
  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы;
  • мониторинг образовательного процесса.
  • В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.

    Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей группы и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы.

Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности  является:

-  письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующей МДОУ;

-  заключение ПМПК для детей с ОВЗ;

 - направление ребенка в МДОУ  в форме автоматизированного распределения  в группу комбинированной направленности, проведенное   комиссией департамента образования мэрии города Ярославля.  

Порядок приема детей на обучение по образовательным программам

Приказы об изменении направленности групп

Положение о группах комбинированной направленности в МДОУ "Детский сад № 61"

Положение о логопедической помощи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 61"

Положение о психолого-педагогическом консилиуме МДОУ "Детский сад № 61"


Сведения о группах
 
 
 
В учреждении функционируют 6 групп общеразвивающей направленности и 3 комбинированных группы (для детей с ТНР).
Количественный состав воспитанников в группах не превышает 15-20 человек
 
Количественный состав учреждения – 174 воспитанников  
 
         Распределение групп на 2023-2024 учебный год
 
Группа Возраст
Группа № 1 "Вишенка" с 1,5-3лет
Группа № 4 "Колокольчик" с 2-3 лет
Группа № 6 "Берёзка" с 3-4 лет
Группа № 7 "Непоседы" с 4-5 лет
Группа № 8 "Сказка" с 5-6 лет
Группа № 10 "Незабудка" с 6-7 лет
Группа № 11 "Маленькая страна" с 6-7 лет
Группа № 13 "Ромашка" с 3-7лет
Группа № 14 "Рябинка" с 4-5 лет
     

Приоритетные направления деятельности ДОУ

Физкультурно-оздоровительная деятельность 
Цель: охрана здоровья воспитанников, формирование основы культуры здоровья.
Задачи:
1. Совершенствовать физическое и эмоциональное здоровье детей;
2. Формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью и воспитывать потребности в здоровом образе жизни у детей и родителей;
3. Развивать физические качества детей;
4. Совершенствовать условия двигательной активности детей.
Результат:
1. Гармоничное развитие психического и физического здоровья воспитанников;
2. Развитие потребности у воспитанников и семей в здоровом образе жизни;
3. Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.

Художественно-эстетическая деятельность 
Цель: воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Задачи:
1. Совершенствовать образовательную работу, обеспечивающую художественно-эстетическое направление развития детей;
2. Приобщать дошкольников к общечеловеческим ценностям и культуре;
3. Развивать творческую направленность личности ребенка;
4. Развивать эстетический вкус и художественные способности детей.
Результат:
1. Совершенствование  условий, способствующих воспитанию культуры ребенка-дошкольника;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в реализации художественно-эстетической направленности деятельности ДОУ.

Психолого-педагогическое взаимодействие детского сада и семьи
Цель: объединить усилия ДОУ и семьи в осуществлении воспитания и развития образовательного пространства «Детский сад» и воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Совершенствовать современную стратегию взаимодействия ДОУ и семьи;
2. Формировать в ДОУ атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки педагогического и родительского состава;
3. Создавать условия для заинтересованного и активного участия родителей в воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности;
4. Оптимизировать инновационные формы работы с родителями.
Результат:
1. Замотивированность родительского состава на участие в жизнедеятельности ДОУ;
2. Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семье;
3. Осознанно-правильное отношение родителей к воспитанию собственного ребенка.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Цель: развитие у воспитанников социально-значимых ценностей, гражданственности, патриотизма.
Задачи:
1. Формировать личностное сознание ребенка-дошкольника;
2. Формировать экологическое мировоззрение;
3. Развивать представление о человеке в истории и культуре;
4. Развивать коммуникативные способности;
5. Воспитывать у детей национальную гордость, чувство уважения к истории и культуре нашей Родины;
6. Активизировать систему работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Результат:
1. Правильное отношение воспитанников ДОУ к обществу, людям, труду, своим обязанностям;
2. Формирование первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций;
3. Систематизация знаний и умений педагогов по данной проблеме;
4. Активизация совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
 

Воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ  

Период Содержание
С 1 сентября – 15 сентября Адаптационный период
С 1 октября – 15 октября Мониторинг
С 1 октября – 1 ноября Организованная образовательная деятельность
С 1 ноября – 5 ноября "Творческие" каникулы
С 5 ноября – 10 ноября Неделя здоровья
С 10 ноября – 25 декабря Организованная образовательная деятельность
С 26 декабря – 10 января "Творческие" каникулы
С 10 января – 15 января Неделя здоровья
С 15 января – 5 марта Организованная образовательная деятельность
С 6 марта – 10 марта "Творческие" каникулы
С 11 марта – 21 марта Организованная образовательная деятельность
С 21 марта – 25 марта Неделя здоровья
С 25 марта – 15 апреля Организованная образовательная деятельность
С 15 апреля – 30 апреля Мониторинг
С 1 мая – 31 мая "Творческие" каникулы
 

                                                                

 Учебный план

Возраст детей

Регламентируемая    деятельность

(ОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная деятельность

самостоятельная деятельность

2-3 года

2   по 10мин

7-7,5

3-4

3-4 года

2   по 15 мин

7- 7,5

3-4

4-5 лет

2   по 20 мин

7

3-3,5

5-6 лет

2-3  по 20- 25 мин

6 – 6,5

2,5 – 3,5

6-7 лет

3  по 30 мин.

5,5 – 6

2,5 – 3

 

Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год

Календарный учебный график 2017-2018 учебный год

Календарный учебный график 2019-2020 учебный год

Календарный учебный график 2020-2021 учебный год

Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

Страница обновлена 21.12.2023