Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарущениями речи МДОУ "Детский сад № 61" (в соответствии с ФАОП ДО)
Образовательная программа МДОУ "Детский сад № 61" (в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО)
Образование
"Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи. Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи"
Катран
МДОУ "Детский сад № 61" осуществляет образовательную деятельность для детей от 1,5 до 8 лет.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного воспитания.
- Численность обучающихся в 2024-2025 учебном году – 147 человек от 1,5-7 лет.
- Численность обучающихся являющихся иностранными гражданами – нет.
- Заключённые договора с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки – нет.
- Электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы – не осуществляется.
- Численность обучающихся по договорам об образовании, заключённых при приёме на обучение за счёт средств физического и (или) юридического лица – нет.
Внедрение ФОП ДО
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Педагогический коллектив МДОУ "Детский сад № 61" на педагогическом совете № 5 от 31.05.2023 г. ознакомился с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Дорожной картой ФОП ДО и необходимостью приведения в соответствие с ФОП ДО основной образовательной программы, рабочих программ не позднее 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ) .
Для обеспечения методической поддержки педколлектива в детском саду создана рабочая группа по разработке Дорожной карты ФОП ДО, Программы развития. В связи с этим МДОУ "Детский сад № 61" с 01.09.2023 года переходит на непосредственное применение вышеуказанной Программы.
Нормативно-правовая база:
- Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями на 8 ноября 2022 года)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Методические материалы:
- Методические рекомендации по реализации ФОП ДО
- Рекомендации по формированию инфроструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
- Диагностическая карта соответствия ООП ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в ФОП ДО
Материалы для ознакомления:
- Общественное обсуждение проекта ФОП ДО;
- Презентация "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем"
- Вебинар "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем"
- Презентация "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023"
Нормативно-правовая база - локальный уровень:
- Приказ об утверждении ОП МДОУ "Детский сад № 61" от 31.08.2023 г. (в соответствие с ФОП ДО).
- Приказ о подготовке к переходу на ФОП ДО и приведению ООП ДОУ в соответствие с ФОП ДО в МДОУ "Детский сад № 61".
- Положение о рабочей группе по изучению и внедрению ФОП ДО.
- Дорожная карта приведения ООП ДО в соответствие с ФОП ДО на переходный период (до 31.08.2023 г.)
Родителям о внедрении ФОП ДО:
Внедрение ФАОП ДО ОВЗ
Внедрение федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 октября 2012 г. № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.62 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022 утверждена новая федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Программа содержит традиционные разделы. Содержание некоторых из них обновлено.
Разделы «Принципы формирования ФАОП», «Целевые ориентиры», «Описание образовательной деятельности…», «Программа коррекционной работы» и «Психолого-педагогические условия» представлены дифференцировано для каждой нозологической группы детей с ОВЗ, в т. ч. для детей с ТМНР.
Появилось два новых раздела «Федеральная рабочая программа воспитания» и «Федеральный календарный план воспитательной работы»
ФГОС ДО и ФАОП ДО являются основой для самостоятельной разработки образовательных программ дошкольных образовательных организаций (ДОО), обязательная часть которых должна соответствовать 60% от общего объема программы, а 40% — это часть формируемая участниками образовательных отношений.
ФАОП ДО содержит целевой, содержательный и организационный разделы, учебно-методическую документацию, в состав которой входят: рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок для дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты. Дошкольным образовательным организациям предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности.
Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений.
Согласно ФАОП ДО, реализация образовательной программы ДО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно- хозяйственными работниками образовательной организации, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими вспомогательные функции. ДОО самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию методического и психологического сопровождения педагогов. Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий. Педагоги ДОО имеют право на получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года за счет средств ДОО и/или учредителя.
Реализуемые программы
- Приказ об утверждении ОП МДОУ "Детский сад № 61" от 31.08.2023 г.
- Образовательная программа МДОУ "Детский сад № 61" (в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО)
- Краткая презентация Образовательной программы МДОУ "Детский сад № 61"
- Программа стратегического развития МДОУ "Детский сад № 61" на 2021-2024 гг.
- Приказ о внесении дополнений в Программу стратегического развития МДОУ "Детский сад № 61", 2023
- Дорожная карта приведения ООП ДО в соответствие с ФОП ДО на переходный период (до 31.08.2023 г.)
- - «Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3- 7 лет: парциальная программа/О. Б. Соковиков, Л. А. Новикова, Т. В. Левченко.-М.: ООО «Изд-во «Варсон»,2022 г.
- - «В мире музыкальной драматургии: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста/Т. Ф. Коренева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019 г.
- - «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру)/И. А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
- - «Умные пальчики: конструирование в детском саду»/И. А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2018 г.
- - «С чистым сердцем». Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет/ Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019 г.
- - «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Парциальная программа/Л. Л. Тимофеева. – СПБ.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2019 г.
- - «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Парциальная образовательная программа дошкольного образования/Т. В. Волосивец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Вектор, 2018 г.
- - «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/Т. В. Волосивец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2019 г.
- - «Игралочка». Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников/Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. «Бином. Лаборатория знаний», 2019 г.
- - «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Парциальная программа. Изд. 2-е/Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2020 г.
- - «От звука к букве». Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте/Е. В. Колесникова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.
- - В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» 3-7 лет — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022 г.
- - «Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, – М.: Просвещение, 1991 г.
- - «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, – М., Изд-во ДРОФА, 2009 г.
- - «Современная система коррекционной работы для детей с ОНР» Нищева Н.В., – М., Детство-ПРЕСС, 2021 г.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарущениями речи МДОУ "Детский сад № 61" (в соответствии с ФАОП ДО)
Образование в группах комбинированной направленности
ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) посещать комбинированные группы ДОУ.
Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста создаются в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой учреждения.
Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности, педагогами ДОУ разработана адаптированная образовательная программа (АОП). Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана на основе ФОП ДО и АОП ДО конкретно для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Основными задачами организации деятельности групп комбинированной направленности являются:
- создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ;
- реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, в том числе детей с ОВЗ;
- проведение психопрофилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе и детей с ОВЗ;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;
- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми с ОВЗ; – обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.
В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;
- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
- оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами.
-
Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.
Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:
- мониторинг индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка с ОВЗ для составления индивидуально-ориентированного плана и адаптированной образовательной программы;
- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей комбинированной группы;
- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы;
- мониторинг образовательного процесса.
-
В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.
Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей группы и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы.
Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является:
- письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующей МДОУ;
- заключение ПМПК для детей с ОВЗ;
- направление ребенка в МДОУ в форме автоматизированного распределения в группу комбинированной направленности, проведенное комиссией департамента образования мэрии города Ярославля.
Порядок приема детей на обучение по образовательным программам
Приказы об изменении направленности групп
Положение о группах комбинированной направленности в МДОУ "Детский сад № 61"
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МДОУ "Детский сад № 61"
Группа | Возраст |
Группа № 1 "Вишенка" | с 1,5-3лет |
Группа № 5 "Золотой ключик" | с 3-4 лет |
Группа № 6 "Берёзка" | с 4-5 лет |
Группа № 7 "Непоседы" | с 5-6 лет |
Группа № 8 "Сказка" | с 6-7 лет |
Группа № 11 "Маленькая страна" | с 3-4 лет |
Группа № 13 "Ромашка" | с 4-6 лет |
Группа № 14 "Рябинка" | с 5-6 лет |
Приоритетные направления деятельности ДОУ
Воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ
Период | Содержание |
С 1 сентября – 15 сентября | Адаптационный период |
С 1 октября – 15 октября | Мониторинг |
С 1 октября – 1 ноября | Организованная образовательная деятельность |
С 1 ноября – 5 ноября | "Творческие" каникулы |
С 5 ноября – 10 ноября | Неделя здоровья |
С 10 ноября – 25 декабря | Организованная образовательная деятельность |
С 26 декабря – 10 января | "Творческие" каникулы |
С 10 января – 15 января | Неделя здоровья |
С 15 января – 5 марта | Организованная образовательная деятельность |
С 6 марта – 10 марта | "Творческие" каникулы |
С 11 марта – 21 марта | Организованная образовательная деятельность |
С 21 марта – 25 марта | Неделя здоровья |
С 25 марта – 15 апреля | Организованная образовательная деятельность |
С 15 апреля – 30 апреля | Мониторинг |
С 1 мая – 31 мая | "Творческие" каникулы |
Учебный план
Возраст детей |
Регламентируемая деятельность (ОД) |
Нерегламентированная деятельность, час |
|
совместная деятельность |
самостоятельная деятельность |
||
2-3 года |
2 по 10мин |
7-7,5 |
3-4 |
3-4 года |
2 по 15 мин |
7- 7,5 |
3-4 |
4-5 лет |
2 по 20 мин |
7 |
3-3,5 |
5-6 лет |
2-3 по 20- 25 мин |
6 – 6,5 |
2,5 – 3,5 |
6-7 лет |
3 по 30 мин. |
5,5 – 6 |
2,5 – 3 |
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Календарный учебный график 2020-2021 учебный год
Календарный учебный график 2019-2020 учебный год